Взаимосвязь человеческого мира с окружающей его средой.
Страница 1

Материалы » Воздействие космических факторов на организм человека » Взаимосвязь человеческого мира с окружающей его средой.

Окружающая среда - это все, что окружает человека и прямо или косвенно влияет на его состояние и функционирование (развитие, рост, выживаемость и др.) Окружающая среда включает в себя природную среду, возникшую на Земле вне зависимости от человека и унаследованную им от предшествующих поколений, и техногенную среду, то есть среду, созданную человеком. Элементы окружающей среды, воздействующие на живой организм, называются экологическими факторами. Экологический фактор - это любой элемент окружающей среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, хотя бы на протяжении одного из периодов их индивидуального развития. Любой организм в окружающей среде подвергается воздействию огромного числа экологических факторов, например колебаниям температуры, атмосферного давления, изменению физических и химических свойств атмосферы, влажности, радиоактивного фона и др. Положительное или отрицательное влияние экологических факторов на организм человека зависит прежде всего от силы и длительности его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие экологических факторов отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека и повышает риск развития у него различных заболеваний. В этих случаях мы говорим об экологических факторах риска. Например, резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, магнитных полей ухудшают состояние больных сердечнососудистыми заболеваниями; повышенный радиоактивный фон может вызвать некоторые онкологические заболевания; особенности ионного состава почвы и воды (например, недостаток йода) может привести к развитию такой болезни, как эндемический зоб.

На ранних стадиях развития человечества мы встречаемся с “антропоморфизацией” и “этизацией” космоса, всего мира, что ярко отражено в фольклоре и мифологии, древнегреческой натурфилософии. Весь мир предстаёт как одушевлённый; микрокосм (отдельный человек) развивается в гармонии с макрокосмом (Вселенной в целом). Человек выступал “мерой всех вещей” (Протагор). Но уже у Демокрита появляется различение законов природы (всеобщая необходимость, Большой Диакосмос) и законов, устанавливаемых людьми (Малый Диакосмос). Дальнейшее развитие философии и науки приводит к формулировке, с одной стороны, суждений о природе, рассматриваемой независимо от человека, а с другой – к выявлению особенностей, отличающих человека и человеческие взаимоотношения от природных явлений. Происходит отчуждение человека (общества, культуры) от природы; особенно быстро этот процесс идёт с развитием индустриализма. Мораль рассматривается только как способ регуляции взаимоотношений между людьми и между личностью и обществом. Конечно, отдельные экологические интуиции сохранялись в контексте различных духовных традиций: христианства (идея спасения всем миром), буддизма и джайнизма (ненанесение вреда всему живому), философии Б. Спинозы (пантеистическая трактовка Вселенной) и др.

Человек в космизме “доопределяет” в своем творчестве природу. Так, в русском космизме космос представляет в изначальном смысле слова “Вселенная”, т.е. как дом, в котором еще нужно вселиться. Но не поодиночке, а всем миром. Личность понимается как микрокосм (С.Н. Булгаков считал, что рождение каждого человека есть рождение Вселенной). Необходимо расширять сферу человеческой деятельности и творчества: хаос превратить в космос. Циолковский формулирует понятие “космическая этика”: обмен атомами в космосе пробуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом. Объективным добром “космическая этика” признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной.

В русском космизме этика тесно переплетается с экологией. Так, в 1913г. русский ученый Н.А. Умов пишет статью “О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов”. Это был, фактически, первый глобальный научный прогноз в истории человечества. В 1922г. ученик Вернадского А.Е. Ферсман поставит вопрос о пределах развития человеческой культуры в связи с ограниченностью природных ресурсов. Только через 50 лет появятся “Пределы роста” Римского клуба, возникнет интерес к экологической этике.

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. В результате жизнедеятельности человека, развития науки и техники увеличились количество и объем химических соединений, поступающих в атмосферу, загрязняющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли и др. Подсчитано, что 5 миллиардов наших современников оказывают на природу такое же (по масштабам) воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составляла 20 миллиардов человек, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимым с энергией, получаемой Землей от Солнца.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Общая схема региональной дифференцировки
Рострокаудальный и дорзовентральный градиенты факторов транскрипции определяют локальную идентификацию клеток в пределах ЦНС. Эти же факторы способны приводить к развитию довольно различных свойств в зависимости от того, в каком месте эмб ...

Цикл Кребса. Механизмы регуляции цикла. Энергетическая эффективность процесса, значение
В анаэробных условиях пировиноградная кислота (пируват) подвергается дальнейшим превращениям в ходе спиртового, молочнокислого и других видов брожений, при этом NADH используется для восстановления конечных продуктов брожения, регенерируя ...

Отношение человека к кошке в разных странах мира
Египтяне считали , что кошка - священное животное. За ее убийство грозило суровое наказание вплоть до смертельной казни. Если кошка умирала, в семье объявляли траур. Вывозить этих милых зверьков за пределы Египта строжайше запрещалось. Ф ...