Устойчивость растений к факторам окружающей среды.Страница 2
И.И. Туманов в 60-е годы прошлого века обосновал теорию закаливания растений, согласно которой при закаливании в тканях растений физиологические процессы идут с клетках в следующем порядке:
на первой фазе закаливания происходит накапливание сахаров, снижается осмотическое давление под влиянием низких положительных температур, прекращается рост растения,
на второй фазе закаливания при отрицательных температурах от 0 до -1оС, т.е. при температурах, еще не вызывающих необратимых повреждений клетки, наблюдается частичная потеря воды клетками, возрастает количество коллоидно-связанной воды.
Закаливанию растений способствует накопление ингибиторов роста, а ослабляет процесс закаливания увеличение концентрации гиббереллинов.
На проявление морозоустойчивости растений оказывает определенное влияние фотопериод в данных климатических условиях, например, длинный день способствует накоплению стимуляторов роста, а короткий день - ингибиторов роста.
Устойчивость к заморозкам у сельскохозяйственных культур различна.
Сельскохозяйственные культуры |
температурный предел, который они выдерживают в фазе всходов |
горох, капуста, овес, пшеница, ячмень |
до -10оС |
бобы, морковь, подсолнечник, свекла |
до -8оС |
картофель, кукуруза, махорка |
до -3оС |
арахис, бахчевые, гречиха, огурец, табак, томат, фасоль |
до +1оС |
В практикесельского хозяйства применяют следующие приемы повышения холодостойкостирастений:
закалканабухших семян в течение 5-10 дней попеременно температурами выше и ниже 0оС,
намачиваниесемян теплолюбивых культур (кукурузы) в растворе алюмокалиевых квасцов,
замачиваниесемян в растворах микроэлементов, азотнокислого аммония
,
закалка рассады
в теплицах и парниках низкими положительными температурами (открывание рам, поднятие "фартуков" в пленочных теплицах днем).
Повышение морозостойкости
при выращивании южных плодовых культур в северных районах достигают путем искусственного сокращения длины дня
, при этом укорачивается период вегетации и создаются условия для вызревания древесины, полного ухода в состояние покоя почек, а, следовательно, обеспечивается успешная перезимовка.
Большое значение имеет холодо - и морозостойкость у озимых культур. Узел кущения у озимых культур - это единственный орган, способный к образованию новых корней и надземных побегов, поэтому особое значение имеет его глубина залегания. У зимостойких сортов эта величина в 1,5-2 раза больше, чем у не зимостойких сортов. С увеличением глубины заделки семян при посеве возрастает и глубина залегания узла кущения.
Таким образом можно управлять
процессом перезимовки, регулируя
сроки, способы посева, глубину посева, нормы высева, активно применяя
весеннее боронование, стимулирующее способность к регенерации узла кущения злаков, подбираясорта, наилучшим образом приспособленные к данным климатическим условиям.
По отношению к высоким температурам различают:
жаростойкость
- способность растений переносить перегрев от 40 до 65оС. При повреждении растений высокими температурами
без изменения уровня влажности в тканях происходит разрушение белково-липидного комплекса мембран, клетки теряют осмотические свойства, происходит обезвоживание тканей, разрушение коллоидных структур цитоплазмы.
засухоустойчивость- способность растений переносить атмосферную и почвенную засуху.
Засухи
делятся на следующие виды в зависимости от времени наступления:
весенняя засуха
характеризуется сравнительно низкими температурами, низкой относительной влажностью воздуха и сильными сухими ветрами,
Это интересно:
Абиотические факторы среды
Температура
. Большинство видов приспособлено к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в стадии покоя, способны выдерживать очень низкие температуры. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до -200°С. ...
Общее представление о методе, научном методе и методологии
Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действит ...
Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими
растениями во внеурочной работе
Учащихся необходимо учить пользоваться научными знаниями при выполнении внеурочной работы. Учитель должен давать им задания с использованием биологических знаний при постановке опытов на учебно-опытном участке, при сборе растений для колл ...