Место и роль знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями в
школьном курсе биологии. Изучение взаимодействия
микроорганизмов с высшими растениями на уроках биологииСтраница 1
Социальный заказ школе, учитывающей достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет требования к школьному биологическому образованию, к повышению биологической грамотности подрастающего поколения. В обучении мы должны исходить из того, что биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь, а сейчас остро стоят вопросы, как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявить заботу не только о себе, но и об окружающей среде (41, 53).
Биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую и экологическую грамотность. Решить эту задачу можно лишь на основе преемственного развития понятий, законов, теорий, идей, являющихся фундаментом для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения (32, 57).
При анализе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по биологии» мы выяснили, что часть материала нашей работы является обязательной для изучения. Сюда входит: бактерии и грибы – возбудители заболеваний растений, биологические основы выращивания культурных растений (27, 29).
Следует учитывать, что в минимум включены не все вопросы содержания. Это означает, что минимум ориентирует учителя на более широкое и глубокое раскрытие содержания каждой темы.
В системе обучения биологии ведущая роль принадлежит уроку, который был и остается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. На уроках биологии учитель дает теоретические знания, формирует у учащихся важнейшие биологические понятия. Наиболее часто встречающимся элементом урока является изучение нового материала. Учитель вооружает учащихся системой биологических знаний, переводит их в умения и навыки через организацию определенных программой лабораторных и практических работ, формирует общеучебные умения (30, 8).
При разработке поурочного планирования учитель решает, какой дополнительный материал можно использовать, чтобы заинтересовать учащихся. При этом учитывается важность и полезность информации. В дальнейшем этот материал должен быть востребован учителем.
Мы проанализировали программы и учебники по биологии с 6 по 11 классы разных авторов: В. В. Пасечника, И. Н. Пономарёвой, Т. И. Серебряковой, Д. К. Беляева. В результате выделили темы, при изучении которых на уроках можно использовать знания о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями как дополнительный материал (см. Табл. 1).
Таблица 1.
Применение дополнительного материала на уроках биологии.
Класс |
Раздел |
Дополнительный материал |
Материалы и оборудование |
6 |
Царства Бактерии и грибы. Корень. Побег. Семя. Плод. Природные сообщества |
Бактерии-симбионты (клубеньковые бактерии). Клубеньки бобового растения. Бактерии-паразиты (фитопатогенные). Бактериальные болезни, источники заражения. Иммунитет растений. Фитонциды. Фитоалексины. Грибы-паразиты и поражённые ими растения. Болезни, источники заражения. Грибы-микоризообразователи (примеры). Проникновение гиф гриба в корень растения. Микориза, виды, значение. Ризосферные микроорганизмы, их влияние на высшие растения. Эпифитная микрофлора, её влияние на высшее растение. Примеры микроорганизмов. Инфицированные семена, средства их защиты. Влияние микроорганизмов на плодоношение растений. Признаки поражения плодов микроорганизмами. Взаимодействие микроор-ганизмов с сообществами высших растений. |
Влажный препарат корень бобового растения с клубеньками. Коллекция растений, поражённые бактериями. Лук, чеснок. Коллекция растений, пораженных грибами. Корни растений с микоризой. Микропрепараты ризосферных микроорганизмов. Микропрепараты эпифитных микроорганизмов. Бактериальные удобрения. Плоды, поражённые микроорганизмом. |
7 |
Органы пищеваре-ния животных. Биогеоце-нозы. |
Последствия поедания рас-тений, поражённых фитопато-генными микроорганизмами. Влияние микроорганизмов на урожайность растений |
Растения, поражённые мик-роорганизмами. |
8 |
Органы пищеваре-ния человека. |
Последствия употребления в пищу растений и их плодов, поражённых фитопатогенными микроорганизмами. |
Плоды, поражённые мик-роорганизмами. |
9 |
Вирусы. Основы экологии. |
Вирусы, вызывающие заболе-вания высших растений. Примеры вирусных болезней, их признаки. Симбиотические взаимо-действия микроорганизмов с высшими растениями. Фитопатогенные микробы. |
Растения, поражённые вирусами. Корни растений с микоризой, расте-ния, поражённые микроорганиз-мами, корень бобового растения с клубеньками. |
10 |
Биогео-ценоз. |
Влияние взаимодействия микроорганизмов с высшими растениями на продуктивность биогеоценоза. | |
11 |
Вирусы. |
Вирусы, вызывающие заболе-вания высших растений. Примеры болезней, их признаки. |
Растения, поражённые вирусами. |
Это интересно:
Биологическая роль трансаминаз
Аминокислоты, не использованные для синтеза белков и других производных, не накапливаются в организме в больших количествах. Они подвергаются различным ферментативным превращениям и, в конечном счете, распаду /32/. Важную роль в азотистом ...
Электрические свойства: электропроводность
и ионная специфичность
Электрические свойства лежат в основе многих клеточных процессов; один из них — избирательное связывание ионов. Свободные ионы в растворе электростатически взаимодействуют с центрами связывания в макромолекулах и мембранах. Такие взаимоде ...
Вывод
История чернил хранит много интересного. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило написать ими текст и немного подождать, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, ...