Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры. Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества - это единая судьба.

Человек, как известно, часть биосферы. Всё необходимое для жизни (воду, пищу, значительную часть энергии и др.) он получает из биосферы, в неё же он сбрасывает и отходы своей деятельности. Долгое время природа перерабатывала их и сохраняла равновесие. Однако в последнее столетие вмешательство человека в природные процессы стало чрезмерным по своим масштабам. Поэтому современное состояние отношений между человеком и природой может быть охарактеризовано как экологический кризис. Симптом современного экологического кризиса является нарушение биотического круговорота вещества: человек стремится взять из природы как можно больше, не отдавая ничего взамен. По-этому всё, что было извлечено из неё человеком, должно быть возмещено. Учение Вернадского о ноосфере включает 4 основных положения:

1. Ноосфера - исторически последнее состояние геологической оболочки биосферы, которая превращается деятельностью человека.

2. Ноосфера - сфера ума и труда.

3. Изменения биосферы обусловлены как сознательной, такой подсознательной деятельностью человека.

4. Развитие ноосферы связано с развитием социально-экономических факторов /6/. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом”) науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь в виду, что задача создания ноосферы - это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т.д. - все это и есть слагаемые ноосферы /6/. Устремленность в будущее - характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон. Необходимо трудиться во имя этого, т.к., скорее всего, третьего не дано: либо человечество вступит в этап ноосферы, либо цивилизация просто погибнет. Разумеется, удовлетворительный ответ на вопрос о том, что и как надо делать для ускорения перехода к стадии ноосферы, дать невозможно. Человечество ежедневно вступает в разнообразнейшие взаимоотношения с природой, и чтобы внести гармонию во все, нужны мер. Первая группа мер связана с предотвращением загрязнения окружающей среды. Вторая группа включает в себя конкретные меры по очистке уже загрязненных сбросов и стоков, утилизации отходов производств, перспективные меры по сокращению отходов за счет перехода к производству более долговечной продукции, удобной для повторного использования. Третьей группы мер, объединяемых общим словом – мониторинг. Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды по большому набору связанных между собой факторов или параметров слежения. Три группы мер, охарактеризованных выше и направленных на ускорение перехода к ноосфере, включают мероприятия, порождаемые человеческим разумом. Но отнюдь не всегда разумной деятельности достаточно для оптимизации взаимодействия человека с природой. Поэтому четвертую группу мер можно объединить в направление экологического воспитания чувств, ведь ключ к достижению гармонии лежит в наших душах/6/! Значимость учения о ноосферы в том, что оно раскрывает необходимость нового, не сопоставимого по своей значимости и масштабам с прежним, этапа развития человечества как единого планетарного организма /4,с.122/


Это интересно:

Класс центрофициевые — сentropнyсеа Е
Створки обычно округлых очертаний и радиального строения, шов отсутствует, половой процесс — оогамия. Примерами могут служить роды циклотелла, мелозира, талассиозира, скелетонема, биддульфия, хетоцерос. ...

Методы идентификации плесневых грибов
Культуральные признаки грибов описывают на плотных питательных средах в чашках Петри. При описании культуральных признаков грибов отмечают внешний вид колоний, текстуру колоний (бархатистая, шерстистая, шероховатая, войлочная), окраску ко ...

История витаминов
Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком вита ...