Общее представление о методе, научном методе и методологии
Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщие:
- Анализ – деление целостного предмета на составные части.
- Синтез - составные части объединяют в единое целое
- Абстрагирование – из ряда свойств предмета выделяют интересующие исследователя свойства и отношения.
- Обобщение – прием мышления о результате, которого устанавливаются свойства и признаки объекта
- Индукция – это когда общий вывод строится на основе частных предпосылок
- Дедукция – когда из общих предпосылок следует заключение частного характера.
- Моделирование - заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта
- Аналогия – выявление сходства по признакам объекта
- Классификация – деление и упорядочивание понятий предметов
- Идеализация – исследование абстракции объекта в чистом виде
Общенаучные: методы, применяемые либо во всех естественных науках, либо в группах или комплексах.
Частнонаучные: к ним относятся методы отдельных естественных наук применяемые только в пределах этих наук.
Это интересно:
Болезнетворные факторы
Классификация болезнетворных факторов окружающей среды.
Патогенное воздействие низкого барометрического давления.
Особенности патогенеза горной и высотной болезни.
Классификация болезнетворных факторов окружающей среды. Выделяют 5 (пят ...
Фотоморфогенез
Путь к пониманию фотоморфогенеза открыло изучение светочувствительности семян латука. Семена эти прорастают при непродолжительным облучении их красным светом, но последующее действие на них света крайнего красного участка спектра предотвр ...
Разделение входящих волокон от ЛКТ в
слое 4
Афферентные волокна ЛКТ заканчиваются в слое 4 первичной зрительной коры, который имеет сложную организацию и может быть исследован как физиологически, так и анатомически. Первой особенностью, которую мы хотим продемонстрировать, является ...