Общее представление о методе, научном методе и методологии
Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщие:
- Анализ – деление целостного предмета на составные части.
- Синтез - составные части объединяют в единое целое
- Абстрагирование – из ряда свойств предмета выделяют интересующие исследователя свойства и отношения.
- Обобщение – прием мышления о результате, которого устанавливаются свойства и признаки объекта
- Индукция – это когда общий вывод строится на основе частных предпосылок
- Дедукция – когда из общих предпосылок следует заключение частного характера.
- Моделирование - заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта
- Аналогия – выявление сходства по признакам объекта
- Классификация – деление и упорядочивание понятий предметов
- Идеализация – исследование абстракции объекта в чистом виде
Общенаучные: методы, применяемые либо во всех естественных науках, либо в группах или комплексах.
Частнонаучные: к ним относятся методы отдельных естественных наук применяемые только в пределах этих наук.
Это интересно:
Водные млекопитающие.
Звуки как сигналы. Водные млекопитающие, как и наземные, имеют уши, состоящие из наружного отверстия, среднего уха с тремя слуховыми косточками и внутреннего уха, соединенного слуховым нервом с головным мозгом. слух у морских млекопитающи ...
Селезеночник очереднолистный
Chrysosplenium artenifolum L., семейство Камнеломковые (Saxifragaceae).
Селезеночник начинает цвести сразу же после схода снега. В топких сырых местах, лесах, кустарниках, по берегам рек и ручьев он образует сплошные заросли, желтые от ц ...
Упадок знаний в Средневековье
Двухтысячелетнее развитие знаний в Древнем мире (Китае, Индии, Египте, Греции) предшествовало средневековью в Европе, наступившему на много веков. Людей сжигали на кострах не только за высказывание идеи развития природы, но и за чтение кн ...

