Общее представление о методе, научном методе и методологии

Материалы » Понятие и виды культуры. Сущность науки. Структура естественнонаучного познания » Общее представление о методе, научном методе и методологии

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщие:

- Анализ – деление целостного предмета на составные части.

- Синтез - составные части объединяют в единое целое

- Абстрагирование – из ряда свойств предмета выделяют интересующие исследователя свойства и отношения.

- Обобщение – прием мышления о результате, которого устанавливаются свойства и признаки объекта

- Индукция – это когда общий вывод строится на основе частных предпосылок

- Дедукция – когда из общих предпосылок следует заключение частного характера.

- Моделирование - заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта

- Аналогия – выявление сходства по признакам объекта

- Классификация – деление и упорядочивание понятий предметов

- Идеализация – исследование абстракции объекта в чистом виде

Общенаучные: методы, применяемые либо во всех естественных науках, либо в группах или комплексах.

Частнонаучные: к ним относятся методы отдельных естественных наук применяемые только в пределах этих наук.


Это интересно:

Поясните понятия энтропии и термодинамической вероятности. В чем состоит принцип Больцмана? Что общего между понятиями "энтропия" и "информация"? поясните понятие информация, ук
Энтропия - степень хаоса или беспорядка в системе. Второе начало термодинамики определяет важную тенденцию в эволюции физического мира - с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна возрастать. В результате энергии ...

Последствия аномального сенсорного опыта в ранние периоды жизни
Три типа экспериментов, большой частью выполненных впервые еще Хьюбелем и Визелем, когда животное лишали нормальных зрительных стимулов. Они изучали физиологические ответы нервных клеток и структуру зрительной системы после (1) закрытия в ...

Источники загрязнения гидросферы и причины нерационального использования водных ресурсов
Водные ресурсы - запасы поверхностн. и подземн. вод. Это реки, озера, пруды, водохранил., моря, ледники, грунт воды. Загрязнение вод: минеральн. (песок, соли, к-ты, щел.); органич (растит и животн в-ва); биологич (бактерии и вирусы); ради ...