Общее представление о методе, научном методе и методологии

Материалы » Понятие и виды культуры. Сущность науки. Структура естественнонаучного познания » Общее представление о методе, научном методе и методологии

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщие:

- Анализ – деление целостного предмета на составные части.

- Синтез - составные части объединяют в единое целое

- Абстрагирование – из ряда свойств предмета выделяют интересующие исследователя свойства и отношения.

- Обобщение – прием мышления о результате, которого устанавливаются свойства и признаки объекта

- Индукция – это когда общий вывод строится на основе частных предпосылок

- Дедукция – когда из общих предпосылок следует заключение частного характера.

- Моделирование - заключается в построении и изучении модели исследуемого объекта

- Аналогия – выявление сходства по признакам объекта

- Классификация – деление и упорядочивание понятий предметов

- Идеализация – исследование абстракции объекта в чистом виде

Общенаучные: методы, применяемые либо во всех естественных науках, либо в группах или комплексах.

Частнонаучные: к ним относятся методы отдельных естественных наук применяемые только в пределах этих наук.


Это интересно:

Вклад открытых калиевых каналов в реполяризацию
Кроме выпрямителя с задержкой, в нейронах имеется целый ряд других типов калиевых каналов некоторые из которых принимают участие в реполяризации мембраны. Один из таких каналов — это Α-канал, быстро активируемый в результате деполяри ...

Ошибочные «признаки» ядовитых грибов
Народные приметы, «позволяющие определить ядовитые грибы», основаны на разнообразных заблуждениях и не позволяют судить об опасности грибов: 1.Ядовитые грибы имеют неприятный запах, а съедобные — приятный (запах бледной поганки почти иде ...

Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945)
Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И.В. Вернадского и А.П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадски ...